Карусель

Чувство головокружения несомненно знакомо всем. Оно возникает, когда информация, поступающая в мозг от зрения, связок, мышц и гироскопического устройства левого и правого органа равновесия противоречат друг другу, или когда мозг по каким-то причинам – быть может в результате нарушения кровотока – ложно истолковывает эти сведения.

Позиционным головокружением нередко страдают люди пожилого возраста, ведущие сидячий образ жизни или те, кто по роду своей деятельности вынужден часами просиживать за компьютером. В одно прекрасное утро дурнота неожиданно обрушивается на фотографа-энтузиаста или дизайнера, порождая в нём чувство страха и отчаяния и лишая его возможности, как и прежде нещадно эксплуатировать свой организм во имя честолюбивых целей.

Тело горожанина хранит память о том, что его предки пасли табуны лошадей и спали под открытым небом – а теперь оно оторвано от природы, лишено воздуха и света, близости животных, а также искренней человеческой любви, оно стало одноруким, потому что не знает иных орудий, кроме компьютерной мыши, день и ночь бороздя просторы виртуальной реальности.

Состояние головокружения представляет собой кратковременные эпизоды ощущений вращения или раскачивания, сопровождающиеся снижением устойчивости, напоминающие собой дурноту при путешествиях по морю или на заднем сиденье автомобиля.

В течение недель и месяцев такое карусельное удовольствие никогда не исчезает полностью, переходя из фазы ухудшения в фазу улучшения и обратно, чему сильно способствуют предпринимаемые по совету медиков вестибулярные тренировки. Причём эпизоды головокружений и легкая тошнота упорствуют не только в течение часов после упражнений, имеющих много общего с космонавтикой, но и на следующий день.

Чувство дурноты, однако поддаётся контролю со стороны сознания и может быть в значительной степени подавлено усилием воли или путём переключения внимания на посторонний неподвижный объект. К тому же, представление о тошноте как таковой или воспоминание о её прошлых эпизодах, а также наблюдение за вращательными движениями курсора на экране монитора – также способны спровоцировать неприятные переживания, не унимающиеся долгое время.

Они сопровождаются общей слабостью, потливостью и бледностью, как у пассажиров самолета ЯК-40. Свежий прохладный воздух и зажатый зубами кусочек лимона способны несколько облегчить такое состояние.

Фактор хронического течения в данном случае заставляет исключить любую вирусную атаку как причину бедствия и указывает, что болезнь имеет внутреннее происхождение, являясь следствием некой врожденной несостоятельности того или иного участка вестибулярной системы и результатом специфического – в том или ином смысле пагубного для здоровья образа жизни.

Мозг человека, где обрабатывается вся приходящая к нему снаружи и изнутри информация, способен «заточиться под компьютер» – со временем обретя непереносимость ко всякой деятельности и любым телодвижениям, кроме тех, которые требуются для сидения человека за столом. Это поза предполагает постоянное напряжение мышц глаз и шеи, полностью исключая из повседневной практики целый ряд позитур и перемещений, например вращательные движения туловища и наклоны головой.

Примечательно, что при позиционном головокружении наблюдение за проносящимся мимо поездом запускает кратковременное ощущение неустойчивости и угрозу со стороны пищеварительного тракта приступить к акту очистки, но если подобное же движение головой совершить с провокационной исследовательской целью, ничего плохого не происходит.

Возможно, дело в том, что центр координации движений находится, как утверждают, в мозжечке – и произвольные движения связаны с контролем подкорки над результатами обработки поступающей от глаз, мускулов и жидкости в гироскопе уха информации. По этой же причине, приступы дурноты поддаются внушению – их можно подавить или воспроизвести, воображая себе вращающееся движение. Из-за такого торможения признаки позиционного головокружения при обследованиях могут быть слабо выражены.

Вероятно, и мозжечок, и среднее ухо имеет тенденцию замыкаться на круге излюбленных поз, и небольшое даже отклонение от привычки вызывает у страдающего головокружением неприятные ощущения. В этом и заключается причина, почему недугу так часто подвержены пожилые – старше 65 лет люди – образ телодвижений впечатываются в их систему из-за количества своих повторений. Мозг как бы замораживается в наезженной колее, когда её нейронные борозды слишком глубоки.

Исследовали утверждают, что хроническое течение позиционного головокружения, часто сопровождается тревожностью и в той или иной степени выраженной депрессией. Недомогание любого вида оказывает негативное влияние на психику. Но в случае с головокружением связь физического и метафизического факторов прослеживается очень чётко – телесное недомогание и психологическое состояние усугубляют друг друга, являясь двумя сторонами одного и того же процесса. Головокружения и мигрени приводят к астеническому состоянию – ослаблению мышечного корсета, снижению жизненного тонуса и агедонии – утере прежних интересов и удовольствий.

Недаром такому недомоганию чаще подвержены интроверты, склонные к страхам, ипохондрии и несколько сниженному артериальному давлению. В этом смысле головокружение, какой бы причиной оно не было вызвано – и психическое состояние страха и уныния – являются частями одного целого. Именно по этой причине некоторым пациентам помогает избавиться от недомогания диазепам и антигистаминные препараты, оказывающие седативное действие на нервную систему. Подобные медикаменты могут использоваться для купирования острого состояния, но их постоянный приём будет порождать состояние зависимости мозга от веществ, снижающих чувствительность организма, а значит только усугубят проблему.

Cамочувствие страдающих мигренью как правило, хуже в ростепели при ярком солнце и лучше в мороз или в пасмурную погоду. Головокружение же выглядит как бы разновидностью мигрени, которая никогда не проходит. В обоих случаях наблюдается повышенная чувствительность к яркому свету и резким звукам. Состояние также хуже утром и в первой половине дня, но после обеда и к вечеру оно улучшается, и даже те движения головой, которые вызывали утром приступы дурноты, теперь проходят без последствий.

Предположительно, что головокружение так или иначе связано с долговременным горизонтальным положением тела. Поскольку в многочасовой дурноте после вестибулярных упражнений есть указание на тугоподвижность и инертность нервных процессов – на склонность системы как бы застывать в одном и том же положении – это может быть и причиной того, почему после сна вся вестибулярная система перед лицом необходимости быстрой смены положений приходит в некоторое расстройство.

Тугоподвижность системы может быть вызвана тем, что проходимость нейронного сигнала от внутреннего уха в мозжечок оказывается несколько нарушена из-за неполадок с передающими импульсы нейротрансмиттерами – что возвращает нас к проблеме взаимозависимости между депрессией и головокружением. Если сравнивать мозг с машиной, то можно сказать, что при головокружении последняя в ходе многолетней бесперебойной работы стала скрежетать из-за недостатка смазки.

Вестибулярные упражнения вкупе с физической нагрузкой действуют угнетающе на центральную нервную систему – усиливая не только окказиональные эпизоды дурноты, но и плохое настроение. Однако упражнения не проходят без благотворного следа для организма в целом – каждая последующая попытка вернуть гибкость и хорошее самочувствие даётся всё легче.

Мозг как бы усваивает определенный круг поз и постоянно следует им. Тело помнит каждое движение, совершенное человеком за всю его жизнь – и их повторения даются ему без особого труда. Именно новизна, непривычный наклон, неожиданное движение или поза вызывают у страдающего головокружением или мигренью неприятные ощущения.

Это происходит в результате спонтанного акта взаимодействия с окружающей средой, поскольку последняя непредсказуема и неизменно демонстрирует элементы новизны, в то время как произвольные оздоровительные упражнения состоят из наборов постоянно повторяемых фигур, к которым мозг уже привык. Отсутствие телесной и умственной гибкости становится причиной всех бед, являясь неизбежным атрибутом процесса старения организма.
Человек рождается мягким и слабым.
В момент смерти он твердый и жесткий.
Зеленые растения нежны и наполнены соком.
В момент смерти они сухие и ломкие.

Поэтому жесткий и негнущийся ‒ ученик смерти,
А нежный и податливый ‒ ученик жизни. (Лао Цзы)

Болезнь приходит из-за нарушения свободного течения энергий. Каждый человек принимает только строго определенные позы, соответствующие его темпераменту и типу телосложения, а также склонен к одному и тому же типу характерных движений, связанных с его генетической природой и матрицами его мышления.
Ментальные стереотипы диктуют тот или иной образ жизни и определяют характер недомоганий, из него вытекающих.

Телесный недуг всегда имеет свой эквивалент в жёсткости убеждений, которыми индивидуум оперирует. Поэтому для общего оздоровления полезно выходить за рамки старых привычек, избирая новые пути, и совершая несвойственные вам поступки, что автоматически приведёт к ослаблению оков телесно-психологических стереотипий и восстановлению слаженности всех функций организма.

Galina Toktalieva

Author, photographer

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *