Сатана на колёсах
Поскольку Грац сравнительно мал и находится в центре густонаселённой и не ведающей степного размаха Европы, улицы здесь полны велосипедистов. Для студентов многочисленных учебных заведений или иных занятых горожан вполне разумно предпочесть кручение педалей дополнительным затратам на парковку и бензин.
Популярность двухколесного средства передвижения считается у австрийцев признаком экологической сознательности, ратующей за экономию энергии и защиту окружающей среды. Ребёнок здесь колесит уже по дорожкам детсада, в подростковом возрасте превращаясь в аса, выписывающего на магистралях крутые виражи.
Не исключено, что вождение велосипеда свидетельствует о высокой экологической культуре и склонности вести здоровый образ жизни. Но резко увеличившееся в последнее время количество владельцев этого транспорта на улицах города – сущая катастрофа для пешехода.
Дело в том, что автомобилисты движутся по строго отведенным им путям, а велосипедисты нет. Сплошь и рядом для последних открыты общие с пешеходами тротуары с разделительными линиями и без. Вдоль этих дрожек велосипедисты несутся, как угорелые, лавируя между прохожими и не притормаживая на поворотах. Удовольствие от чинных прогулок по городу кануло у горожанина в прошлое из-за повальной велосипедизации, когда каждый прохожий вынужден быть настороже из-за дерзкой неуправляемости армии вело-террористов.
Сатанинская природа каждого отдельно взятого человека проявляется особенно явственно там, где он поставлен в условия превосходства над другими и их зависимости от его доброй воли.
Если не брать в расчёт самый центр города с прогулочной авеню, то можно сказать, что в Граце почти не осталось жителей, постоянно передвигающихся пешком. Все предпочитают здесь не ходить, а колесить.
Пешеход – это потенциальная жертва наезда, наименее защищённый участник дорожно-транспортного движения. Бродя по городу, он попадает в условия зависимости – не столько от дорожных правил, сколько от навыков и умственно-телесного здоровья шмыгающих повсюду велосипедистов. Он должен довериться вслепую тем, кто настигает его сзади, имея превосходство в скорости, весе и возможности использовать руль и колесо в качестве тарана при столкновении с человеческой плотью.
Беда в том, что у человека, как и у его предков обезьян, нет глаз на затылке. Подобная конструкция вполне оправдана лишь в условиях природной среды, где отсутствие широкоугольного зрения компенсируется у животных тонким слухом. Большинство же несчастных случаев на дороге в городах связаны с тем, что жертва не видит происходящего у неё за спиной, а также не может предотвратить наезд, воспользовавшись органами слуха из-за уличного шума.
Если бы голова человека вращалась вокруг своей оси, как фотоаппарат при панорамной съёмке, а мозг обрабатывал поступающие извне сигналы не один за другим, а все сразу – то люди, избавившись от линейного восприятия, избавились бы также от языка и перестали говорить.
На самом деле, велосипед в населённом пункте – это не только средство передвижения, но и вид оружия. Оружием может быть всё, что ставит владельца в условия превосходства, абсолютно легально превращая его в угрозу для окружающих. Ведя автомобиль, можно намеренно или нечаянно лишить кого-то жизни. Пару лет назад один грацевский житель впал в амок и направил свою машину в самую гущу пешеходов на главной улице. Пострадало много людей. Велосипедисты, будучи угрозой для пешеходов, в свою очередь беззащитны перед автомобилистами. Собака, даже небольшая, в городских условиях – это тоже оружие, так как защищая хозяина или будучи не в голосе, она может напасть на постороннего и укусить.
Герани в тяжелых цветочных горшках, которые я наблюдаю сейчас на соседских балконах – это тоже своеобразный фатум для движущейся внизу и не ожидающей метеоритного дождя толпы, а значит и они – оружие. Если такой предмет снесёт штормом на чью-то голову, владелицу герани не ждёт никаких суровых наказаний. Поэтому выставляя растение на самый край карниза, она испытывает странное сладострастное и несколько пугающее ощущение, когда поливает его – ведь от её доброй воли и от случайного движения её рук – зависит, выйдет ли кто-то на пенсию по инвалидности.
А можно ли слепо доверять доброй воле жителя мегаполиса, который в девяти случаях из десяти имеет психологические проблемы и оставаясь предельно любезным и либеральным в своих взглядах – ненавидит окружающих, и особенно тех, кто принадлежит к иной социальной категории – стариков или молодёжь, своих или эмигрантов, женщин или мужчин?
Велосипед – это безусловно оружие, владение которым не только не запрещено, но и поощряется с природоохранной и оздоровительной точки зрения. Если на безлюдной улице вас собьёт велосипедист, ему ничего не стоит либо быстро скрыться с места происшествия, либо доказать в случае приезда полиции свою правоту. Именно это сладостное подспудное чувство превосходства над пешими людьми – испытывает он, предпочитая это средство передвижения иному другому и считая скорость самым важным преимуществом, влияющим на его вкусовые предпочтения.