Одно и то же

rockets-to-mars
Имеющие бабло улетят на Марс

Поутру бывает трудно решить, в какой именно магазин пойти, и зависимость от топлива в виде продуктов питания, превращает шоппинг в утомительную повинность.

Постоянное потребление пищи и товаров, изготовленных многими сотнями других людей, указывает на отсутствие автономии отдельного человека и говорит в пользу наличия единого энергетического поля, куда каждый вносит свой посильный вклад.

Техобслуживание биологической машины – собственного тела – отнимает уйму времени и сил, оставляя мало места для высших видов деятельности – если обслуживание не выполняет кто-то другой – например, персонал столовой. Здесь каждый кусок, попадающий посетителю в рот, проходит через ещё большее количество рук и несёт в себе многие энергетические и бактериальные примеси.

К несчастью, в торговых точках, доступных мне, как простому покупателю, царит порядок или, проще говоря, однообразие – и выбор товара на основе соображений качества, цены и вкусовых предпочтений – оставляет в моей корзине всегда один и тот же неизменный набор.

Почему же это происходит? Стоит ли за тем или иным однообразием доступной для моего обозрения действительности некий житейский закон?

Ведь дело не только в магазинах. Нет ли в постоянстве наших завтраков и в самом процессе нашей жизнедеятельности некой неумолимой повторяемости?

Наблюдая за поведением знакомых, можно заметить, что они ведут себя всегда одним и тем же образом. Каждый из них хранит верность себе и воссоздаёт один и тот же паттерн поведения. Почему бы человеку хоть раз не пойти окольной дорогой, не выйти за рамки привычных представлений? Творчество, как процесс создания нового, не ограничивается только сферой искусства, но в обыденной жизни оно выглядит как нарушение порядка и проявление аномалии.

Кажется, что мы обречены быть самими собой, влачить однообразное существование, и быть в высшей степени предсказуемыми. Предсказуемость — это порядок, противостоящий хаосу. Из крана на кухне, если его открыть, уж точно побежит вода, а к остановке рано или поздно подойдёт трамвай. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, и траектории их движения изменяются только на несколько миллиметров в год.

Любая система нуждается в определённой стабильности – это главное условие её существования. Магазин – это продолжение того, что у большинства людей есть в голове в соответствии с их потребностями. Прежде чем товар попадёт на прилавок, он должен протиснуться через многочисленные турникеты правил. Иными словами, что бы ни происходило вокруг, это неспроста.

Однообразие явлений – это свидетельство стабильности той или иной сферы жизни. Нестабильность напротив характеризуется постоянными всплесками чего-то нового, нарушающего существующий порядок вещей.

Стабильность западного общества даёт высокую гарантию защищённости – от революций, дефолтов и перехода из одного социального строя в другой в результате путча. Даже падение правительства не приводит здесь к каким-либо кардинальным переменам в укладе жизни.

В аквариуме с золотыми рыбками пираньи могут завестись только в том случае, если вы их туда поселите. Высокая стабильность, как в высшей степени желанное явление, имеет свою теневую сторону – бюрократическую жёсткость, консерватизм во всех сферах жизни, неприятие нового – в том числе инакомыслия и инакодействия, низкий уровень инноваций.

В любой системе, какой бы стабильной она ни была, должна существовать возможность для изменений.

Нерушимое однообразие может служить признаком надвигающейся энтропии – распада системы, а нежелание обновляться, тенденция двигаться всегда проторёнными путями – свидетельствует о старении. В самом деле, чем благополучней общество с социально-экономической точки зрения, тем оно старше – в нём выше процент пожилых людей.

Возрастное снижение способности к принятию нового связано с высокой повторяемостью одних и тех же нервных импульсов мозга, приводящих к высокой проходимости лишь определённых нейронных путей.

С точки зрения психологии, причинами шаблонности поведения индивида могут быть: повышенная тревожность, неспособность рассматривать объект с разных сторон одновременно, врождённая склонность к стереотипии.

С экзистенциальной же точки зрения – поведение не может не быть стереотипным, поскольку каждый поступок индивида детерминирован, а каждый акт психической деятельности в своей обусловленности восходит к основным принципам строения нервной системы.

Свобода воли здесь – умозрительно-философская категория, так как сам акт воления – в первичном виде как электрический импульс между клетками головного мозга – предопределён самим строением и функциями этого мозга, а также возможно особенностями «главного компьютера» – коллективного интеллекта (сознания), к которому каждый отдельный мозг подключен.

Приведу расхожий пример, якобы указывающий на наличие у человека свободы воли – совершение произвольного движения рукой. Кажущаяся свобода здесь прежде всего ограничена наличием только двух конечностей, а также их особым строением – так что движение может совершаться только определённым образом.

К тому же, нет никаких доказательств, что желание произвести какое-либо действие принадлежит именно мне, поскольку каждый импульс просто протекает через сферу моего сознания, и я могу приписывать ему своё авторство.

Проще говоря, всё таково, каково оно есть, и в каждый текущий момент не может быть другим, поскольку имеет миллион причин на это.

[wpseo_breadcrumb]

Galina Toktalieva

Author, photographer

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *