Алекситимия большого города

Мюнхен

Когда учтивость и альтруизм работают против вас

Ваше лекарство – с вами, в вас самих, вы же не замечаете его. Ваше исцеление – от вас самих, вы же не ощущаете его. Хазрат Али (политический и общественный деятель и сподвижник пророка Мухаммеда – 599-661)

По книге В. Петрушина “Неврозы большого города” (2004) – правка и дополнения внесены мной – Г. Т.

В организме человека высока корреляция между степенью эмоционального напряжения при решении жизненных проблем, ритмами сердечной деятельности и нейрохимическим гомеостазом. Отрицательные эмоции, когда они постоянно подкрепляют­ся негативными мыслями, сопровождаются вегетативными дисфункциями, тахикардией, чувством крайнего утомления и бессонницей. Хронически подавляемые раздражение, негодование и гнев, связанные со стремлением к порядку и тревогой, которая сама по себе является разновидностью страха, подтачивают жизненные силы организма, так как отвечают за наличие очага незатухающего возбуждения в коре больших полушарий.

Общим для многих недомоганий является неспособность больного свободно выражать свои эмоции. Высокий самоконтроль, уступчивость через подавление собственных желаний ответственны за возникновение у “хорошего человека” депрессивных состояний и телесных недугов. Запрет в современной культуре на выражение агрессии приво­дит к тому, что многие скрывают от других и себя свои истинные чувства и живут в состо­янии хронического подавления или игнорирования своих переживаний. Это становится источником постоянной перегрузки их сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Самочувствие гипертоника, сердечника и язвенника улучшается, когда в ходе бесед он чувствует, что ему позволено выразить свои сдерживаемые порывы и накопившую боль.

Поэтому, как писал великий Сенека, — «Лечить надо душу: ведь от неё у нас и мысли, и слова, от неё осанка, выражение лица, походка. Когда душа здорова и сильна, тогда и речь могуча, мужественна и бесстраш­на; если душа рухнула, она все увлекает в своём падении».

Характер и болезнь

В медицине выявлена ус­тойчивая связь между личностными особенностями человека, психологическим климатом окружения и его заболеванием. Наблюдения показывают, что причиной психосоматических отклонений часто являются духовная незрелость, неадекватность самооценки и неумение поддерживать баланс между хорошим самочувствием и правильным реагированием на окружающее, а также неспособностью строить бесконфликтные отношения, стремясь к осуществлению своих целей.

Для личности со спектром невротических реагирований свойственно терпеть отношения, не при­носящие ей эмоционального удовлетворения.  Если здоро­вый человек обычно быстро прекращает неприятное ему общение, то психосоматическая личность склонна подавлять своё не­удовольствие, раздражение и продолжает отношения, ранящие её. Ей недоста­ет силы Эго, чтобы разорвать травмирующие связи. Она также хочет быть “хорошей”. Если психологу удастся показать такому кли­енту связь его плохого самочувствия с подавляемой злобой, и одновременно усилить силу его Я, то восстановление хорошего самочувствия не за горами.

Исследуя характер людей, больных гастритом и язвенной болезнью, ученые обнаружили, что для них характерны тревожность, раздражительность, исполнительность и обострённое чувство долга. Им свойственна зависимость от авторитета, понижен­ная самооценка, высокая чувствительность к отказам в любви, стеснительность, застенчивость и повышенная требователь­ность. Такие люди часто стремятся сделать больше, чем они реально могут. Постоянное перенапряжение и беспокойство приводят к спаз­мам и ухудшению кровоснабжения пищеваритель­ных органов, что чревато целым рядом осложнений.

В широко ныне известных исследованиях американских врачей — М. Фридмана и С. Розенмана — была обнаружена устойчивая связь между особенностями характера человека и его предрасположенностью к определённому кругу заболеваний.

Исследователями были выявлены типы пациентов «А», «В» и «С», каж­дый из которых имеет свои характерные осо­бенности.

Для людей типа «А» свойственно:

  • выраженное стремление к успеху;
  • высокая работоспособность, переходящая в трудоголизм;
  • желание все делать в быстром темпе и хорошо;
  • напористый образ действий;
  • высокая экстраверсия и нейротизм.

Представители этого типа больше всего имеют проблем с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Инфаркты, инсульты, гипертония поражают их в два раза чаще, чем представителей других групп.

Людей с таким складом характера много среди менеджеров и предпринимателей. Им часто свойственно повышенное чувство долга и ответственности. Их сверхсоциальное поведение делает их приятными в общении, так как они не имеют привычки высказывать свои неудовольствия прямо. Они не склонны прояв­лять агрессию и идти на конфликт, так как высоко ценят вос­питанность и хорошие манеры, а также весьма неравнодушны к мнению других о себе.

Если человек стремится занять в обществе место, не соответствующее его реальным возможностям, об­ладая завышенным уровнем притязаний, то риск сердечно-сосудистых заболеваний у него возрастает. Если член социума, склонный к гипертонии, в течение длительного времени на­ходится в ситуации, когда окружающие не находят достой­ного признания его заслуг, то «проглатывание обиды» при­водит его к болезни.

У людей целеустремленных и честолюбивых хронические сердечные заболевания встречаются гораздо чаще по сравнению с теми, кто удовлетворен своим положением и склонен «плыть по течению».

Люди типа «В» представляют противоположность людям типа «Л». Они не гонятся за успехом и предпочитают жить спо­койной и размеренной жизнью, не ставя себе трудно выполни­мых задач.

Типологические особенности “хороших людей”

Люди типа «С» оказываются предрасположены к риску онкологических заболеваний, хотя подобное утверждение гипотетично и во многом спорно, не имея клинических подтверждений и не являясь строго научным. Наличие того или иного качества отнюдь не означает, что его обладатель непременно заболеет той или иной болезнью, важен комплекс черт личности и способ её реагирования на “удары судьбы”, которые делают иммунную систему человека более уязвимой.

Опираясь на частные наблюдения, некоторые исследователи предполагают, что по своему характеру “онко-склонные” личности часто меланхоличны и обидчивы, но скрытны. Они не решаются на внешнее проявле­ние раздражения и гнева, будучи неуверенными в себе. Подверженные сомнениям и нерешительности, боясь быть отвергнутыми, они часто нуждаются в социальном одобрении, порядке и нормативности, уступчивы и терпеливы. Они высокочувствительны к стрессу, однако испытывают трудности для спонтанного выра­жения чувств, хотя вновь и вновь переживают эмоциональные моменты наедине с собой, возвращаясь мысленно к травмирующим эпизодам.

Их больше всего огорчают межличностные проблемы, связанные с разрывом близ­ких отношений, с завистью, ревностью или тем, что партнер пользуется их толерантностью. В этом случае они легко становятся беспомощными и впадают в депрессию. Их выбивает из колеи то, что не поддается их контролю, так как обладая высоким нейротизмом, они используют предусмотрительность как средство предотвращения возможных бедствий. А. Лоуэн не случайно указывал на то, что бесконтрольное размножение раковых клеток вызвано постепенным ослаблением у человека воли к жиз­ни в результате долговременной депрессии.

Для онкологических пациентов характерна готовность к самопожертвованию во имя семьи или рабо­ты, а также формирование симбиотических отношений с близкими. При этом все остальные контакты игнорируются как незначительные. Если по каким-то причи­нам отношения с близким человеком расстраиваются, то это переживается как личная катастрофа.

Одной из основных особенностей онко-больных является внутренняя изоляция, где они заперты один на один со своим отчаянием. Это говорит об их примерном воспитании, высоком уровне самоконтроля и нежелании обременять окру­жающих собой. Интересы других в силу этого или своей природной доброты они ставят выше собственных, заботясь о ближних и творя добро “за свой счёт”, так как им трудно сказать слово «нет» тем, кто это заслуживает.

Риск заболевания ока­зывается связанным — с одной стороны — со слишком высоким уровнем сдержанности и привитого обществом альтруизма, а с другой — с личностной незрелостью, инфантилизмом. Последнее предполагает низкий уровень ответственности за происходящее и неспособность изменить правила своего поведения. Создание ус­ловий для самосовершенствования, обучение навыкам самовыражения, способности получать помощь от других и делегировать полномочия, умения освободиться от ментальных привычек и шаблонного мировосприятия есть лучшая профилактика смертельных недугов.

Считается, что помощь онкологическим больным может быть оказана через повышение их внутренней сопротивляемо­сти и самоуважения, развития способности активно проявлять свои чувства и изливать свой гнев, образно говоря – не проглатывая обиду, а давая сдачи. Поскольку реакция человека зависит от его оценки случившегося, то полезно бывает также рассмотреть альтерна­тивные варианты восприятия событий, что может помочь пе­реводу негативных ситуаций в позитивные.

Алекситимия

Одной из особенностей современного общества является негласный запрет на выражение сильных эмоций в соответствии с правилами общежития. Но еще Фрейд ука­зал на то, что нормы социаль­но приемлемого поведения часто связаны с подавлением влечений и эмоций. Здесь лежит корень серьёзной проблемы нашего времени – алекситимии – неумения идентифицировать и выражать свои переживания на фоне низкого уровня самосознания. Феномен был описан в 1972 г. американским психиатром П. Силнесом у психосома­тических больных.

Исследования в этой области показывают, что для здоровья опасным является неосознанное подавление сильных эмоций — гнева, печали, страха, обиды. Переживаемое обязатель­но должно быть осознано и каким-либо образом выражено, чтобы оно не обратилось в­нутрь и не привело к саморазрушению.

Культ рационального отношения к жизни довлеет в нашей культуре. Телевидение пропагандирует тип супермена, не знающего сантиментов. Социальный запрет на выражение эмоций становится причиной роста депрессий, тре­вожности и скрытой агрессии. В тех странах, в которых высоко ценятся невозмутимость, хладнокровие, учтивость и любезность, уровень депрессии и самоубийств среди населения оказывается выше, чем в менее «цивилизованных» обществах. Длительное эмоциональное напряжение, не получившее разрядки, никуда не уходит из тела, а пожирает его изнутри, приводя к появлению физических недугов.

К этому надо добавить, что в наших школах и ву­зах процесс обучения связан лишь с запо­минанием и обработкой логической инфор­мации, когда учебная нагрузка ложится главным образом на рациональное мышление. Школьники и студенты учатся иметь дело с внешним предметным миром и очень мало — с внутренним — с самим собой. После получения образования они знают, как вычислить бином Нью­тона, но не знают, как понимать свои чувства и выражать их.

Нахождение социально приемлемых способов выражения сильных эмоций и обучение такому самовыражению — важная за­дача для практикующего психотерапевта и психолога. Сегодня здесь помимо спорта и аутотренинга все большее распространение получают методы арт-терапии—танец, музыка, пение и изобразительные искусства.

Если же будет достоверно доказано, что определенный тип личности и характера действительно подвержен более высокому риску заболеть раком, как, например, в случае с курильщиками, такое открытие не принесет никакой пользы человечеству в борьбе с онкологией, так как те или иные виды реагирования на окружающее, скажем склонность к меланхолии или интраверсии – связаны с врожденными особенностями темперамента и их нельзя изменить, как цвет глаз, если только не воспользоваться уловками в виде психотехник самосовершенствования – то есть цветными линзами.

Galina Toktalieva

Author, photographer

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *