Кот в чёрном ящике -11

Ленин-опель

Макбук в Киргизии как предмет роскоши

В постиндустриальную эпоху цивилизованный мир покупает компьютеры и электронику через крупнейшие международные интернет-магазины. Жители России и прилегающих к ней стран содружества, за малыми исключениями, лишены такого удобства. Как бы то ни было, при средней зарплате в 560 евро, россиянин вынужден приобретать на внутреннем рынке ноутбук или фотокамеру, которые стоят на 15-50 процентов дороже, чем в Европе и Америке.
Известно, что самая дешёвые гаджеты можно купить в Японии, Гонконге и США, самые дорогие – в России, Бразилии и Исландии, что как уверяют эксперты, объясняется разницей в местном налогообложении.
Если сравнивать цены на электронные средства записи и передачи информации в мировом масштабе, напрашивается вывод, что многие атрибуты современной техногенной культуры являются в России предметами роскоши.
Дороговизна, а также пользование кириллицей, предопределяет информационно-технологическую изолированность и связанную с ней отсталость среднего жителя пост-советского региона. Один известный американский миллионер сказал, что уровень доходов редко превышает уровень развития личности. Российское пиратство и хакерство, как феномен, опровергает это утверждение. Однако большинство находок в сфере информационных технологий на русском языке являются дериватами западных разработок, всплывающих на российских горизонтах декадой позже своего рождения.

Кириллица превращает Россию, а также другие страны, пользующиеся ею как официальным алфавитом: Киргизию, Монголию и Казахстан – в острова, окружённые океаном, а её жителей – в островитян, сидящих на берегу в ожидании спасительного паруса.
Покупательная способность русских на 65% ниже, чем у немцев, и на 71% ниже, чем у американцев. Чтобы просчитать аналогичную способность жителей Киргизии не существует даже статистических данных, однако известно, что средняя зарплата киргизов составляют примерно восьмую часть от средней зарплаты немцев, хотя интернет стоит здесь на 82% дороже.

Поэтому пользование профессиональной фотокамерой и ноутбуком сигнализирует в Киргизии о принадлежности к высшему обществу и о доступе к кормушкам международных организаций, чьи гуманитарные цели служат как правило не идеалам справедливости, а укреплению существующего миропорядка и упрочению власти мирового капитала.

Моим замыслом было написать очерк о киргизских подростках из бедных семей, работающих тачечниками на Ошском рынке Бишкека. Как правило, это мальчики 10-14 лет, выступающие в роли подсобных рабочих и по многу часов толкающих тяжёлые тачки, груженные овощами, вдоль узких извилистых проходов рынка.
Они вынуждены отстаивать своё – пусть трудное, но хлебное место в жестокой борьбе с другими подростками и изнывать от поборов рыночных дельцов. Случается, что такой мальчик – единственный добытчик в многодетной семье, где папа запился или устранился, а мама ждёт прибавления потомства.

Стоит сказать также несколько слов о трудном хлебе фото- и видео репортёра, работающего в одиночку. Съёмка требует большой собранности и быстроты реакций, а также физической выносливости. Видео оператор частенько страдают от болезней, связанных с перегрузкой позвоночника. Немаловажно и то, что в российских условиях подготовка репортажей на горячие темы иногда сопряжена с риском лишиться камеры и получить увечье. Наши глаза устроены таким образом, что позволяют мозгу фиксировать за раз только один или несколько соседствующих предметов. Даже наблюдательный человек очень мало видит, гораздо меньше чем некоторые из птиц, обладающих круговым зрением.

При сосредоточении внимания на дисплее или видоискателе, боковое зрение оператора отключено. Однажды держа камеру и пятясь в поисках удачного ракурса, я была сбита посреди европейского города моторизованной инвалидной коляской, пожилая владелица которой деловито заколесила прочь, оставив меня лежащей на тротуаре. К счастью передок коляски был обтянут жёсткой резиной. Если злоумышленник подойдёт с фланга, ему будет легко вывести репортёра из строя, что неоднократно случается с теми, кто снимает митинги и сходки.

Фото и видеосъёмка всегда является как бы продолжением личности оператора. Конечно, важна ясность замысла и умение владеть техникой, но важнейшим фактором в журналистике всё же остаётся социальный и аналитический аспект, так как фотография и фильм – это всегда интерпретация, продукт творчества журналиста.
Взявшись за подготовку репортажа о тачечниках, я упустила из виду один важный аспект: я была не в Европе, а в Азии, и я была оператором-женщиной.

Galina Toktalieva

Author, photographer

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *