Сказки Пушкина

Unterwasser

Началось с того, что один из моих знакомых по фейсбуку написал короткую заметку о сказках Пушкина и о правде взаимоотношений полов, замалчиваемой в детской литературе. В результате завязалась дискуссия. Большинству взрослых старшего поколения, воспитанных на классике, анализ интимных подробностей в литературе высокого стиля кажется кощунственным. С некоторых пор я ставлю под сомнение, все, что мне говорят, ссылаясь на авторитеты, и стараюсь доверять только своим вкусовым ощущениям или своему непосредственному опыту. Я взялась перечитывать произведения Пушкина, и прежде всего, его сказки.Знакомый оказался прав. Пушкин действительно умел говорить о взаимоотношениях полов с недвусмысленной прямотой. Однако я обнаружила в его сказках, на которых и по сей день воспитывается юное поколение, многое противоречащее основам здорового женского самосознания. Например, вуайерист царь Салтан, подглядывавший за девицами на задворках, воспылал страстью к одной из рукодельниц, высказавшей желание родить здорового ребенка для его величества. Родит ли девушка богатыря зависит от множества факторов, в том числе и от качества спермы. Одно несомненно: рождению предшествует акт совокупления. Именно изъявление невинной девушкой желания совокупиться для благой цели произведения на свет богатыря возбудило похоть царя, имевшего в своем распоряжении армию угодливой дворни и претенденток на постель: от подростков до знойных дам бальзаковского возраста.

Царь решает завладеть телом девицы в тот же день. Что должна чувствовать юная прядильщица, сболтнувшая лишнего, на которую набрасывается самец, пусть даже и царь, не давая ей опомниться? Ведь для мужчины в силу его физиологии, юность и свежесть партнерши, являются сексуально возбудимыми признаками, чего не скажешь об обратном. Чувства девушки мало кого интересуют, потому что они не интересуют автора. Женщина здесь не человек с равными правами, а сосуд греха – объект низменного наслаждения или орудие производства потомства. Только пока женщина порабощена и отождествлена со своими половыми органами и своей детородной функцией, только пока она остается вещью, способной приносить удовольствие, сексуальность мужчины, включающая в себя значительную долю агрессии, работает на укрепление патриархальных устоев и на стремительный прирост населения. Эмансипация женщины приводит к размыванию половой идентификации и снижению рождаемости.

Те же ценностные ориентации героев находим и в других сказках Пушкина. В поэме Руслан и Людмила героиню прямо с брачного ложа в голом виде похищает колдун Черномор, который позже, не смотря на арсенал волшебных средств в своем распоряжении, пытается свою пленницу изнасиловать, но терпит поражение в силу своей ослабленной возрастом потенции. Написание поэмы было начато Пушкиным в 18-летнем возрасте, и свидетельства юношеской незрелости автора присутствуют повсюду, не смотря на эпическую красоту и великолепную архитектонику этого произведения.

В сказках Пушкина я нахожу свидетельства того, что именно женщина является для него воплощением зла и исчадием ада, а не мужчина. Если женщина не ангел и не эстетический идеал, то есть не воплощение авторских фантазий, или если она не личностная копия самого Пушкина (Татьяна Ларина), то это мегера, одержимая неукротимой жадностью (Старуха у разбитого корыта), исходящая завистью убийца (Мачеха Мертвой царевны), кипящие ревностью и злобой потенциальные пациентки психдиспансера (Ткачиха, Повариха и баба Бабариха), зловещая соблазнительница (Шамаханская царица) или мстительная ведьма (Наина из Руслана и Людмилы).

Не осуждаются бояре и дворяне, обрекающие беззащитную женщину с ребенком, посаженную в бочку, на медленную мучительную смерть, не осуждается царь, видимо быстро потерявший к жене всякий интерес и готовый поверить абсурдным наговорам челяди. Осуждается Ткачиха с Поварихой, демонстрирующие признаки жестокости, несовместимые с жизнью, и созданные воображением Пушкина как воплощение мирового зла. Осуждается старуха из Сказки о Рыбаке, но не ее безвольный муж, не смевший ” поперек слова молвить” и лишенный сокровенных желаний. В сравнении со злобой женских персонажей Пушкина, все Кащеи и Черноморы мужского пола просто младенцы.
Перечитывая лирические отступления в Руслане и Людмиле, а также в Евгении Онегине, созданном в зрелый период творчества, нельзя не заметить, что автор часто ссылается на свой опыт общения с ” красотками младыми”, как на главный источник вдохновения. Ясно, что в условиях патриархальной Руси это могли быть лишь склоненные к сожительству крепостные девки или проститутки.

По общепринятому мнению, масштаб творчества Пушкина не соответствовал масштабу его личности. Юный Александр попал в лицей по протекции дяди и плохо учился. Вместе со своими друзьями участвовал в оргиях и часто посещал публичные дома Петербурга. Владелица одного заведения не раз жаловалась на поэта полиции как на «безнравственного человека». Наделенный художественным воображением, этот клиент борделей использовал свои выдумки не по назначению, отличаясь эксцентричностью поведения и вспыльчивостью, доходящей до бешенства. В распущенности Пушкина не было ничего неожиданного, если иметь в виду нравы и привычки среды, к которой он принадлежал. Но странно то, что, всю свою короткую жизнь воспевая любовь, Пушкину ни разу не пришло в голову усомниться в естественности права мужчины покупать женское тело за деньги.

Известно, что физическая агрессия в виде атаки, внутренняя агрессия в виде чувства ненависти и словесная агрессия в виде оскорблений и критики, имеют один общий корень в том, что человек видит себя жертвой тех или иных обстоятельств жизни. Обладая характером слабым и мелочным, Пушкин, однако мог наделять свои слова разрушительной силой, и редко кто мог хранить спокойствие, став предметом его эпиграмм. Его язык, был что называется, острее бритвы. Один из его товарищей по лицею, будучи высмеян им, собирался утопиться в пруду, но был остановлен друзьями. Помимо продажных женщин, Пушкин не обходил вниманием и замужних дам. За эти годы он не раз болел венерическими болезнями. Архивные данные, датируемые 1835 годом, показывают, что количество больных сифилисом в Петербурге составляло десять процентов от общего числа госпитализированных.Так как Пушкин отличался чрезвычайной злопамятностью и мстительностью, любимым его занятием было преследовать жену своего обидчика назойливыми ухаживаниями до тех пор, пока она не уступала ему, а потом высмеивать в кругу друзей интимные подробности своей встречи и анатомические особенности новой партнерши. Причиной его гибели стало то, что в невыносимой для него роли рогоносца должен был наконец выступить он сам. Будучи в ссылке в 1824 году в Михайловском, Пушкин соблазнил молодую крепостную, а когда она забеременела, отправил ее к своему другу Вяземскому.

Редко кто принимает во внимание расовое происхождение Пушкина, а ведь это является определяющей особенностью темперамента человека. С портрета работы Кипренского смотрит в пространство молодой Пушкин с явными признаками негроидной расы – курчавыми волосами и черепом с выдающейся вперед нижней частью.
Представители этой расы являются отличными легкоатлетами, талантливыми исполнителями блюзов и существами, наделенными интенсивным секс-драйвом.

Прадед поэта по линии матери Абрам Ганнибал, по воспоминаниям современников, был по характеру сварливый, мстительный и ревнивый, он жестоко истязал свою жену за воображаемые измены. «Ганнибал приставил к жене надежный караул и неоднократно брал ее в свои покои. Там в стены, повыше роста человеческого, ввернуты были кольца. Туда вкладывались руки Евдокии, и ее тело повисало на воздухе. В комнате заранее приготовлены были розги, батоги, плети, и муж “бил и мучил ее смертельными побоями необычно”, принуждая, чтобы она на суде при допросах показала, будто “с кондуктором Шишковым блуд чинила”». (В. Вересаев, «Пушкин в жизни»,1927)

Столкновение с Дантесом, явившимся причиной смерти Пушкина, было как минимум 21-м вызовом на дуэль в его жизни, из которых 15 он инициировал сам. Писатель граф Соллогуб вспоминал, что Пушкин страдал припадками необоснованной ревности и не раз, угрожая жене кинжалом, допытывался, верна ли она ему. В то же время известно, что во всей русской литературе не было автора, который бы так предавался необузданным плотским страстям, как Пушкин, в том числе после своей женитьбы. Известно, что в донжуанском списке Пушкина, его жена была 113-я по счету. Вот как описывает поэт происходившее между ним и его супругой на брачном ложе: О, как милее ты, смиренница моя! О, как мучительно тобою счастлив я, Когда, склонясь на долгие моленья, Ты предаёшься мне нежна, без упоенья, Стыдливо-холодна, восторгу моему Едва ответствуешь, не внемлешь ничему, И разгораешься потом всё боле, боле, – И делишь, наконец, мой пламень поневоле. Понятно, что молодой женщине ничего не оставалось, как уступать сексуальной назойливости своего супруга, в условиях, когда сам институт брака являлся ничем иным, как узаконенной проституцией. Пушкин часто демонстрировал по отношению к своим интимным партнершам цинизм и женоненавистничество. Эта черта его проявлялась и в переписке с друзьями. В письме к Вяземскому он пишет: «Правда ли, что Боратынский женится? Боюсь за его ум. Законная п… – род теплой шапки с ушами. Голова вся в нее уходит. Ты, может быть, исключение. Но и тут я уверен, что ты гораздо был бы умнее, если б лет еще 10 был холостой. Брак холостит душу».

Князь А. В. Трубецкой вспоминал: «Надо признаться, при всём уважении к высокому таланту Пушкина, это был характер невыносимый…Вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, с пылкими африканскими страстями, избалованный с детства льстецами, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего любезного и привлекательного в своем обращении».

В школах учат, что Пушкин будучи жертвой светского общества, вызвал интригана Дантеса на дуэль. Между тем роковая дуэль состоялась в результате того, что Дантес вызвал Пушкина в ответ на оскорбительное письмо поэта барону Геккерну, в котором тот издевался над гомосексуальными пристрастиями обоих.

Князь Трубецкой писал: «За Дантесом водились шалости…Не знаю, как сказать: он ли жил с Геккерном или Геккерн жил с ним…»
Пушкин был неоднократно замечен в гомофобских колкостях и распускании слухов, что и стало истинной причиной его гибели.
«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь.
Почему ж он заседает?
Потому что ж… есть»
Мог ли Пушкин всерьез ревновать жену к человеку, не без оснований подозреваемому в гомосексуальных связях? Соотечественники, ранее вызываемые Пушкиным на дуэль, щадили его, как светило русской поэзии. Мигрант Дантес не пощадил забияку, потому что тот своими атаками припер его к стенке.
Известно, что Пушкин очень переживал из-за своей внешности и маленького роста, в то время как обидчик – статный блондин исключительной красоты был харизматической личностью и к тому же французом, что усиливало его привлекательность в глазах светских дам.
То есть Пушкин ревновал не к конкретному факту измены своей жены с Дантесом, а к тому успеху, который этот офицер имел в обществе.
Известно, что у исключительно любвеобильных мужчин, как Пушкин, постоянно требуют удовлетворения внутренние полигамные претензии и желание быть в центре внимания.
Телесной верности своей супруги им недостаточно для самоутверждения.
Хорошо зная цену насмешке, Пушкин быть может представлял себе, каким видят его другие – похожим на обезьянку или черта, героя его рисунков – слюнявым похотливым сатиром рядом со своей статной красавицей женой. Внутренне презирая Натали как представительницу женского рода за ее умственное убожество, он, однако чувствовал, что в высшем этическом смысле недостоин быть рядом с ней, и красавец-мужчина, подобный Дантесу, давал ему почувствовать гротеск этого мезальянса. У потомков смешанных рас нередко формируется комплекс неполноценности по поводу тех или иных своих внешних расовых признаков, как коррозия национальной идентификации.

Пушкин был к тому же игрок, то есть страдал одной из форм психологической зависимости. Прелесть карточной игры заключена в непредсказуемости чередования проигрыша и выигрыша. Если человек имеет мстительность в характере, представляющую собой попытку восстановления баланса добра и зла, то его реваншистские стремления будут неудержимо втягивать игрока в круговорот побед и поражений. Проиграв все дотла, Пушкин ставил на кон свои еще ненаписанные стихи и закладывал столовое серебро из приданого жены.

Запутавшись в карточных долгах, разочарованный в семейной жизни, не имея истинных друзей, со все усиливающимися признаками истерической психопатии, Пушкин, казалось, просто искал смерти.

Всякая поэзия есть утверждение идеала в ущерб действительности. Чем большим художественным даром наделен автор, тем успешней формирует он свою собственную отдельную реальность. Поэт, несмотря на свои любвеобильные похождения, не дорожил кажется ни одной женщиной из своего окружения, находясь во власти своих собственных образов любви и преклоняясь перед порождениями своего воображения. Частое употребление им нецензурных слов в приватных разговорах, его сарказм и циничные замечания показывают, что он болезненно воспринимал расхождение между идеалом и реальностью, казавшейся ему карикатурой или эпиграммой на возвышенные устремления его души.

А. С. Хомяков, знавший Пушкина, выразил это в 1859 г. в письме И. С. Аксакову: «Вглядитесь во все это беспристрастно, и вы почувствуете, что способности к басовым аккордам недоставало не в голове Пушкина и не в таланте его, а в душе, слишком непостоянной и слабой, или слишком рано развращенной и уже никогда не находившей в себе сил для возрождения. Оттого-то вы можете им восхищаться или лучше не можете не восхищаться, но не можете ему благоговейно кланяться»

Личность Пушкина противопоставил его литературному таланту другой̆ современник поэта, император Николай, который после его смерти выплатил все карточные долги Пушкина и выдал денежное пособие его жене. Отвечая на замечание И. Ф. Паскевича: «Жаль Пушкина, как литератора…, но человек он был дурной», император писал: «Мнение твое о Пушкине я совершенно разделяю».

Galina Toktalieva

Author, photographer

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *