Имидж

В серьёзной статье полагается жонглировать громкими именами и цитировать первоисточники, не изрекая собственных мыслей, которые всегда могут оказаться глупыми.

Но при эмпирическом подходе, обратившись к своим наблюдениям не с точки зрения заимствованных абстрактных знаний, а с точки зрения целостности непосредственного опыта, нельзя не заметить, что каждый из нас существует как бы в двух своих ипостасях – вербальной и актуальной.
Первая включает наш книжный ум, рационализацию – отражение происходящего в зеркале сознания, а также образ самих себя. Вторая – конкретные действия и поступки, определяющие генеральную линию нашей жизни.
Выражаясь простым языком, есть разница между тем, что люди говорят и делают, нередко принимающая форму неразрешимого противоречия. Представление о себе и соответствующая общественная самопрезентация, или имидж, – не совпадает с направлением и общим характером той линии поведения, которую они себе выбирают. Несовместимость образа себя и управляющих поведением потребностей недосягаема для сферы самосознания из-за «буферов», – термина, впервые введённого в употребление Гурджиевым, – тенденции человека упускать из вида всё, что могло бы причинить ему страдание.

Причина того, что всякая личность явно или тайно придерживается высокого мнения о себе и не слишком высокого о других, заключается в том, что она отождествляет себя со своим идеализированным имиджем, во многих аспектах противоречащим её истинной сущности, а в оценке действий других руководствуется постулатами своего нравственного кодекса.

В основе суждения о несостоятельности ближнего и фантастически лестных представлений о себе лежат в искажённом виде те или иные психологические комплексы, страхи, болезненные переживания и неосуществлённые желания. На формирование образа себя влияет и младенческий эгоцентризм, превращающий каждого субъекта в центр мироздания и эстетический идеал. Согласно исследованиям, люди склонны оценивать внешность окружающих, сходную с их собственной, как привлекательную, даже если её параметры не соответствует их декларируемой идее о красоте и гармонии.

Известно также, что совершившие тяжкие преступления узники тюрем редко испытывают искреннее раскаяние по поводу содеянного. Противоречие между тем, каким человек видит самого себя, и его конкретными поступками, – в некоторых патологических случаях достигает степени полного отчуждения и расщепления сознания.
Имидж, лежащий в основе социальных ролей, имеет по своей сути мифотворческий характер. Это искусственное построение, призванное в значительной степени замаскировать тенденции личности на самоутверждение и экспансию.

Самая распространённая форма такой заявки о себе – это введение других в заблуждение по поводу своих истинных намерений и формирование у них ложного представления о мотивах своих действий, выступающее в форме кокетства, учтивости, любезности, дипломатии и т.д. Ложь в социально допустимых размерах является необходимым условием любой коммерческой сделки. В основе успешности каждого маркетингового хода лежит реклама – раздувание легальной фикции, или мыльного пузыря консумации – насаждения в значительной степени мишурной идеи о товаре или услуге.

В искусстве самопрезентаций особенно успешны индивиды с ярко выраженным конфликтом между желаемым и реальным, а также личности с хорошо развитыми речевыми навыками.
Дело в том, что общительность и словоохотливость здесь связаны не столько со способностью к сопереживанию, сколько с потребностью постоянно демонстрировать свой сказочный я-образ.

Сам речевой процесс представляет собой акт воссоздания отдельной реальности, часто не имеющей ничего общего с эмпирической действительностью. Облекая мысли в слова, человек оперирует ресурсами памяти и её категориями, всегда носящими субъективный и избирательный характер. Предвкушая события, он объективирует словесное, переживая явь своих искусственно созданных артефактов как наивысшее благо, и испытывая горькое разочарование при каждом столкновении с реальностью.

Маскирующие функции я-образа, призванные затушевать эгоистические мотивы поведения, отражаются в образовании дихотомических пар сознания – деклараций и поступков, диаметрально противоположных друг другу.
Потребителю товаров и услуг в современном обществе надо быть готовым к тому, что любой экземпляр, приобретённый им в супермаркете, может оказать действие, прямо противоположное его рекламной заявке. Обещанная биологическая чистота мяса и овощей является лишь торговой уловкой, крем, призванный омолодить, всегда старит кожу, а полезный для здоровья йогурт – содержит слишком много сахара.

Индустрия секса повинна в разрастании армии фригидных женщин и страдающих половым бессилием мужчин, институт красоты доводит до совершенства глянцевый имидж модели, превращая его в силиконовую маску уродства, а средства массовой информации уверяя, что они являются рупором свободы, заняты исключительно оболваниванием толпы и внедрением в её головы матричного сознания.

Все без исключения известные мне организации по интеграции и культурному обмену, как в России, так и в Австрии – якобы воплощая собой либеральную идею в мире наживы и консерватизма, на деле прекрасно вписываются в иерархическую систему общества и служат колёсиками и винтиками современных механизмов закабаления. Эти некоммерческие сообщества, вооружившись гуманистической фразеологией, сосут соки из евро-бюджета и окольным путём – из жил беднейших слоёв населения, эскалируют истерию национализма и дезинтеграции, не имея ничего общего ни с борьбой за независимость, ни с истинной культурой.

«Тёмно-красные», то и дело под барабанный бой оглашающие окрестности призывами к международной солидарности трудящихся, в своей массе гораздо больше заражены ксенофобией, чем «синие», голосующие за выдворение иностранцев из страны.

Куда бы вы ни обратили свой взор как потребитель благ или продавец своей рабсилы в эру компьютерного благоденствия, на каждом шагу по обе стороны бордюра глобализации, вас подстерегает ловушка – в магазине, где вам «впарят» некачественный товар, в организации, где вас «нагреют» на круглую сумму под видом оказания услуги, или в бюро – откуда вас выставят с вашим резюме как потребляющий слишком много энергии пылесос, непригодный для эффективной – «в хвост и гриву» – эксплуатации.

Galina Toktalieva

Author, photographer

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *