В лодке без весел

demo

Почему простой человек не может изменить свою жизнь

Толчком к развитию этих идей послужила для меня книга Петра Успенского “Новая модель вселенной”, Лондон, 1930
Мир видимый и невидимый
Особенность устройства зрения человека и млекопитающих выражается в специфической узости кругозора, давая возможность видеть окружающие предметы только с одной стороны. Так глядя на куб, мы видим лишь одну или несколько его граней, догадываясь об остальном на основе нашего зрительного опыта. Если на столе стоит глобус, нам надо обойти вокруг стола, чтобы попытаться рассмотреть его с разных позиций. Вращение глобуса дает возможность увидеть его с нескольких последовательных точек зрения. Если бы нам удалось увидеть куб или шар одномоментно со всех точек пространства, включая центр куба или шара, мы вступили бы в многомерный мир истинной реальности и избавились бы от иллюзии существования времени.

Нам нужны две точки А и Б, разделенные пространством, чтобы увидеть из них на глобусе вначале Россию, а потом Америку. Движение из одной точки в другую занимает определенное время. Таким образом, понятие о времени связано с особенностями нашего восприятия и является результатом линейного видения. Мы наблюдаем объекты последовательно, а не все сразу. Вселенная с ее безграничным многообразием статична, и все в ней, что мы когда-либо видели или еще только увидим, существует одновременно. Несовершенство наших органов восприятия вынуждает нас воспринимать реальность, переходя от точки А к точке Б. Это и есть иллюзия движения времени.

Питание тонкой энергией впечатлений
Как пишет Успенский, человек живет за счет воздуха, пищи и энергии впечатлений. Без еды человек может прожить 60 дней, без воды неделю, без воздуха четыре минуты, а без впечатлений и того меньше. Наверно, под впечатлениями, питающими нас, Успенский имеет в виду не только информацию, получаемую нашими органами чувств из внешнего мира, но и информацию от внутренних органов, постоянно поступающую в мозг.
Быть может, он также имеет в виду некую незримую субстанцию, до сих пор неизвестную науке, поглощение которой из окружающего мира наряду с запахами, светом и звуками, необходимо для нашей жизнедеятельности. Не смотря на активное питание воздухом, пищей и впечатлениями, человек постоянно страдает от недостатка энергии. Любая болезнь или жизненная проблема сводятся в конечном счете к недостатку энергии или ее извращению в организме. И мысль, и чувство требуют присутствия в человеке резервов особой энергии. Успенский утверждает, что для увеличения притока энергии впечатлений, человеку необходимо осознавать себя. Например, сейчас, когда я смотрю на чайник, стоящий напротив меня на столе, я осознаю это, и потому получаю удвоенное впечатление – и от чайника, и от меня самой, созерцающей его.
Следя за своими ощущениями, я прихожу вот к какому выводу.
Глядя на предмет и одновременно наблюдая за собой, изучающую предмет, – что соответствует определению самовоспоминания по Гурджиеву и Успенскому, необходимому для духовной трансформации, я способствую, как мне кажется, подключению к процессу восприятия разных участков моего мозга. Причем в затылочном зрительном центре развивается торможение, так как я пытаюсь направить свое внимание сразу по двум информационным каналам. Думаю, что не только впечатления окружающего мира служат нам энергетической пищей, но и мы в свою очередь – наши жизненные вибрации – служат пищей для нашего окружения. То есть происходит взаимообмен энергиями, сравнимый с газообменом при дыхании. Если я смотрю на что-то или на кого-то с пристальным вниманием, забыв обо всем на свете, в этот момент я отдаю вовне свою тонкую энергию. Если же я смотрю на что-то, одновременно наблюдая за собой, я испытываю своеобразное чувство воздержания от удовольствия, похожее на чувство сознательного воздержания от пагубной привычки. Я как бы держусь в рамках и не выпускаю себя наружу, таким образом, не сливаясь в одно целое с объектами или субъектами моего внимания. Я получаю энергию впечатлений, но блокирую ее отток наружу. Возможно, это и есть процесс экономии и сохранения энергии, без которой невозможна высшая духовная деятельность, о которой говорил Гурджиев.

Контроль внимания и энергетический вампиризм
Когда я осознаю себя, вступая во взаимодействие с окружающим миром, я накапливаю эманации, которые в обычном состоянии рассеиваются в пространстве или служат пищей энергетическим вампирам – людям, пытающимся любыми путями привлечь внимание к своей личности.
В этом кроется причина, почему всевозможные зрелища, кино, телевидение и общение с людьми, которые много говорят, отнимает огромное количество энергии. Когда вы слушаете кого-то или направляете свое внимание на что-то целиком без остатка, вы теряете часть себя.

Тонкие и грубые энергии
Гурджиев приводил довольно замысловатую таблицу водородов и октав перехода грубых энергий в тонкие. Вы никогда не задумывались, почему сидение за компьютером, на лекции или семинаре порождает такое катастрофическое чувство усталости? Налицо перерасход одного определенного вида энергии, а именно энергии внимания. Успенский упоминает также, что мы затрачиваем много мускульной энергии на выполнение простых задач. При работе за компьютером перенапрягаются мышцы рук, плечевого пояса и шеи.
Долгая, быстрая ходьба на свежем воздухе утомляет значительно меньше, чем многочасовая физическая неподвижность у компьютера.

Материальность мыслей
Мысли и чувства не менее материальны, чем стол и стул, представляя собой высокочастотную материю четвертого измерения. Если у человека не хватает тонкой энергии, он не способен мыслить. Пожиратели энергии: отрицательные эмоции, мнительность, механические привычки и пустые разговоры.

Забор энергии
Когда я отдаюсь воспоминанию, и оно захватывает меня целиком, я как бы выпадаю из пространства здесь и сейчас, целиком перетекая в измерение прошлого. Погружаясь в образ, ощущение или соображение целиком, я отождествляюсь и становлюсь ими. Если я слушаю говорящего очень внимательно, забывая о своем существовании, я делюсь с ним своей жизненной энергией.

Желания и действительность
Человек не может изменить действительность через изменение внешних обстоятельств жизни, так как они не поддаются контролю.
Суеверное поведение голубей
Ученые, изучающие поведение животных и человека, обнаружили интересные факты о происхождении суеверий. В закрытый ящик с кормушкой помещался голодный голубь. Каждый раз перед выдачей корма, птица совершала какой-нибудь ритуал – один голубь крутился вокруг своей оси, другой делал глубокие поклоны, третий постукивал клювом в кормушку, желая задобрить “судьбу”. В прошлом то или иное действие случайно оказалось предшествующим кормлению, и в мозге голубя закреплялось убеждение о связи ритуала и появления пищи.
По такому же принципу формируется “магическое мышление” и суеверия людей. Нам кажется, что своими действиями мы влияем на ход тех или иных событий, особенно благоприятных или неблагоприятных для нас.

Что поддается изменению
Единственное, что человек действительно может изменить – это свои установки. Он не может путем волевых усилий повлиять на изменение гравитационного поля земли, на свой выигрыш в лотерею или на поступки и мысли других людей. Единственное, что он может контролировать в этом мире – это свои собственные мысли и чувства. Наши глаза устремлены на происходящее во внешней реальности, в то время как внутренняя реальность- гораздо более многообразная и протяженная, остается в “мертвой зоне” видения. Ровно в середине сетчатки глаза человека находится слепое пятно, где переплетаются глазные нервы. Мы видим объекты, попадающие в эту слепую зону только потому, что глаз совершает постоянные быстрые зигзагообразные движения.

Ментальные привычки
Не в силах противиться обычному ходу своих мыслей и вызванных этими мыслями чувств, человек находится во власти своих привычек. Привычки предопределяют механистичность поведения, опирающегося на шаблоны и ритуалы. Поэтому у человека нет истинной свободы воли и он не способен к свершению. Все происходящее просто случается с ним, хотя человек пребывает в иллюзии, что сам формирует свою судьбу. С одной стороны, человек подвержен влиянию непредсказуемых внешних событий, а с другой стороны – он находится во власти еще более могущественных и неконтролируемых внутренних событий. Гурджиев советовал ученикам выявлять свои привычки, принимать необычные позы, совершать нехарактерные действия. Так как личность, в отличие от сущности, целиком складывается из тех или иных привычек, то ее конфликты становятся невидимыми для самого человека. Автоматизм приводит к тому, что действия и поступки приходят в противоречие с чувствами и идеализированными представлениями о самом себе. Человек просто не замечает этих противоречий.

Galina Toktalieva

Author, photographer

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *